полная версия
Город и горожане
5.08.2016 в 14:00
+58
«Федор со товарищи» покажут, как основали починок на месте нынешних Челнов

Театрализованное представление на пляже восстановит событие, с которого началась история Набережных Челнов

390 лет прошло с тех пор, как из дворцового села Елабуга отправилась на левый берег Камы группа крестьян во главе с Федором Поповым. Казанский воевода Семен Волынский разрешил им поселиться в диком поле возле речек Чална и Мелекес. Как это происходило, челнинцы и гости нашего города смогут увидеть на празднике, посвященном Дню города, 10 августа, в 17 часов. Действие будет происходить на пляже поселка ГЭС за улицей Центральная. Театрализованное представление восстановит событие, с которого начиналась история Набережных Челнов.

Организаторы праздника -  администрация города, Набережночелнинское русское общество и краеведческий клуб «Нижняя Кама». 

0+

--

Нравится
день город федор история основание
Комментарии:
На- челны – 5.08.2016 в 14:23
Замечательное событие.
Турист – 5.08.2016 в 15:37
Сам я не местный, подскажите, челнинцы, где у вас в городе площадь Семена Волынского и улица Федороа Попова?
житель – 5.08.2016 в 15:42
То что сюда пошла группа русских с Елабуги не означает что до них тут никто не жил. Вспомните указ грозного отселить татар от Камы га 40 вёрст. В российской много раз переписанной истории все возможно, сначала взятие Астрахани города с 1000-ей историей,и тут же ее основание.
житель – – сегодня в 15:42 – 5.08.2016 в 16:02
Именно здесь ни кто не жил.
для Туриста – 5.08.2016 в 16:04
Нет и не будет в Челнах улиц и площадей с такими названиями.
Переименованые улицы - да, сколько угодно..
А вот набережную так назвать - нет...не назовут...
житель – – сегодня в 15:42 – 5.08.2016 в 16:04
Так и есть, в Евразии жили только хохлы и татары, одни море Черное выкопали, другие расселились по всему левому берегу Камы, так что другим избушку некуда было поставить. В курсе.
для 16:04 – 5.08.2016 в 16:08
!!!
житель – – сегодня в 15:42 – – сегодня в 16:04 – 5.08.2016 в 16:47
+100! Точно! Верно подмечено. Не только левый берег Камы заселяли,но и весь мир.)))
Исторег – 5.08.2016 в 17:15
ходят слухи, что бабушка Нила Армстронга по отцовской линии была техасской татаркой.
в Булгаре – 5.08.2016 в 17:27
точно пришли и из могильных камней с мусульманских кладбищь церкви начали строить, вон в Болгаре посмотрите
Память не трогайте – 5.08.2016 в 17:54
Правду нужно доказывать , а желанный вымысел и фантазии на тему "МЫ" тут с рождения земли жили , это так греет душу, самолюбование до добра недоводит , не ужели нельзя своё его невостребованнон превращать в раздор , живите мирно , речь идёт только о основание города - а жили здесь скифы ( как у Блогка или фино - угорские народы- булгары , оставьте это историкам , а улица. центральная - называлась Дворянской и братья Стахеевы - купцы отстроили многие дома на этой улице и когда Камаз строить начинали был там исполком - многие важные решения были приняты именно там , именно там была церковь чуть ниже чем сейчас мечеть , зачем стирать память когда многие ещё живы и помнят эту улицу ( все жили дружно , так и лосих пор встречаются как родные - просто. Челнинцы .
все равно истина остается истиной – 5.08.2016 в 18:25
То что сюда пошла группа русских с Елабуги не означает что до них тут никто не жил. Вспомните указ грозного отселить татар от Камы га 40 вёрст. В российской много раз переписанной истории все возможно, сначала взятие Астрахани города с 1000-ей историей,и тут же ее основание.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Да, Вы абсолютно правы! Очень жаль, что администрация города не интересуется историей, и ставит театрализованные представления, которые в корне противоречат достоверным историческим данным. На этой территории жили наши предки татары (булгары) - мусульмане, которые строили мечети, и хоронили своих родных в по мусульманскому обряду, ставили надмогильные памятники с надписями из Священного Корана на арабском языке. Но эти мечети и могилы были в последствии разрушены, а надмогильные плиты с мусульманских могил использованы в качестве строительного материала (для фундаментов) при строительстве правлославных церквей. А татарское (булгарское)-мусульманское население, оставшееся в живых после освободительных боев, было выселено за 40 верст от Камы по указу царя - это все есть в исторических летописях и трудах знаменитых иностранных ученых-путешественников, которые все эти факты описывали и оставили правду о тех событиях для благодарных потомков.
Основали город , да будет так) – 5.08.2016 в 19:16
""""В студию ""достоверные факты, фото ,записи путешественников , у вас только" "желания"" , спорьте с историками, а город основали и без вас и без нас , да будет так , при чем тут ваши " желания" , от старого города осталось несколько домов , а мы все помним ещё живы , вот такая история - ....фиговая ..., а вас все тянет в те далёкие времена , сцена не та. Речь идёт не кто жил в далёкие времена , а кто основал город, разницу почувствуйте . Всего вам доброго от всех коренных челнинцев мы собираемся как родные .. ,,,,,, память добрая у нас.
это очень интересно – 5.08.2016 в 19:27
Почитайте такие статьи в Интернете, это очень познавательно и интересно:
.
1) Как Золотая Орда озолотила Русь. Не верьте лжи о «татаро-монгольском Иге»!
.
2) 10 интересных сведений о татаро-монгольском нашествии, которых вы не знали
.
3) Тайны России – правда и ложь – 15 главных мифов российской истории.
Наб - челны – 5.08.2016 в 19:50
Сейчас читаю Вахита имамова, великие ювелиры, чугун тоже вы изобрели , самое лучшее образован е было у вас , вы на Русь не ходили , мы русские Варвары -, только не пойму ,,, куда все это " убежало" . К основанию города это каким боком касается? На то и ИСТОРИЯ , )))) все всегда воевали , что и сейчас продолжается , к сожалению и пострашнее сейчас идут войны, если живём вместе на одной земле , её нужно просто беречь,,,, а история - это такое колесо , которое может крутануть так , ))!!!!) , мы все время говорим пусть наши дети живут мирно- хоть бы один век прожить России. катаклизмов .
история – 5.08.2016 в 20:00
История Набережных Челнов
"Первые поселения, как показывают археологические раскопки, в этом крае основаны племенами срубной культуры еще в середине III тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзы.
Самые первые письменные упоминания относятся к более позднему периоду. Свод булгарских летописей Бахши Имана "Джагфар Тарихы" 1680 года сообщает об основании города Яр Чаллы в 1172 году (том 1, стр. 317) по инициативе муллы Мирхаджи Наккара, отца поэта Мохаммеда Кул Гали (автора поэмы "Сказание о Иусуфе") и о превращении его в XIV-XV веках в крупный булгарский город и центр Ярской ("Побережной") области ("стороны") Булгарского царства.
На картах итальянских купцов - братьев Франсиско и Доменико Пицигано 1367г. и Каталонского атласа 1375г. город Набережные Челны также отмечен как Жар (в казанском диалекте булгарского языка слово "Яр" произносится в форме "Жар").
В период Волжско-Камской Булгарии современная территория Набережных Челнов и Тукаевского района входила в состав этого государства. Это подтверждают археологические находки, многочисленные остатки булгарской керамики второй половины XIV века, найденные при раскопках на Элеваторной горе в 1992году. Для определения более точной даты основания города требуется проведение ряда экспертиз и научных разработок.
По документам, сохранившимся в государственных архивах, Набережные Челны в русских летописях впервые упоминаются в 1626 году. В 1626 году в дворцовом селе Елабуге образовалась "община из новых крестьян елабужан" во главе с Федором Поповым. В том же году "Попов с пятью дружественным семейством, перейдя через реку Кама, засел на готовые дома". Поселение, основанное в 1626г. первоначально носило название Чалнинский починок. Позднее Береговые, Бережные и, наконец, Набережные Челны.
Еще историки XIX века отмечали часто встречавшееся в Уфимском крае тюркское происхождение названий некоторых русских сел. Эти названия вели свое начало либо от более древних тюркских (булгарских) поселений, бывших когда-то в этих местах. Либо эти названия возникали от названий речек, на берегах которых появлялись села и деревни. Многие сходятся на том, что слово «чал» по-булгарски означало камень, а старое тюркское слово «чаллы» означало огороженное каменной постройкой место – крепость.
По переписи 1647 года вокруг Челнинского починка сформировалась целая группа поселений (в т.ч. Бережная, Мыс, Орловка, Мироновка, Шильня и др.): 10 деревень и починков, вместе взятые, имели 296 дворов крестьянских и 55 бобылевских, в них проживало 683 крестьян и бобылей мужского пола. В 1650 году по приказу царя Алексея Михайловича на реке Чалне при впадении в реку Каму был построен казацкий укрепленный Чалнинский городок - для оберегания от приходов калмыцких и ногайских воинских людей.
Села и деревни, находившиеся на месте нынешнего города, располагались по берегам небольших речек - Челнинки, Мелекеса, Шильны. В долине Камы в прошлом располагались замечательные пойменные луга. К сожалению, уже в наше время почти все пойменные луга оказались затопленными в результате образования Нижнекамского водохранилища.
Богата была местность и озерами. На большинстве из них гнездилась промысловая дичь. Здесь же ловили рыбу. В настоящее время большинство озер либо попали в зону затопления Нижнекамского водохранилища, либо засыпаны грунтом и застроены.
Огромное богатство составляли леса. Еще 4-5 столетий назад оба берега Камы были почти сплошь покрыты могучими лесами. Особенную ценность представляли сосновые леса - Большой и Малый Бор под Елабугой, а также т.н. "корабельные рощи", встречавшиеся по обоим берегам Камы. В этих рощах в течение XVII-XIX веков заготавливали мачтовую сосну, шедшую на строительство судов в Казани, Астрахани и в ряде других городов. Боровецкая корабельная роща находилась недалеко от с.Боровецкого и д.Малой Шильны. Разработкой леса и охраной его до 60-х гг. XIX века здесь занималось морское министерство. Именно этому обстоятельству мы обязаны тем, что корабельные рощи хотя бы частично сохранились до наших дней.
В настоящее время на месте Боровецкой рощи находится лесной массив Кзыл-Тау. Он известен прежде всего тем, что это единственное в Татарстане и вообще в Среднем Поволжье место, где тайга в результате изменения русла реки "перешагнула" на левый, лесостепной берег Камы. Ведь главная достопримечательность Кзыл-Тау - это красавица пихта. Большой Бор и Кзыл-Тау в настоящее время являются памятниками природы республиканского значения и входят в состав государственного природного национального парка "Нижняя Кама".
В начале ХХ века Бережные Челны представляют собой большое и богатое торговое село. Наиболее важной частью была улица Дворянская (ныне Центральная). Эта старинная улица обозначена на планах середины и конца 19 века. Она имела большую функциональную нагрузку, являясь почтовым трактом из Елабуги в Мензелинск. Дома на Центральной улице деревянные и каменные в 2 этажа. На первом этаже купцы держали свои лавки и магазины, а на втором жили со своими семьями. Улица Дворянская стала главной улицей села, на которой находились конторы крупнейших пароходств Волжско-Камского бассейна и наиболее влиятельных хлебных торговцев.
К этому времени в Бережных Челнах находилась самая крупная пристань на реке Кама, церковь Никольская, училище, мельница, 18 лавок.
Население в 1847г. - 1726 человек. Основным населением Набережных Челнов были русские и татары. В селе были правильные ряды хлебных амбаров. Бережные Челны вели активную торговлю хлебом. Наивысший размах хлебная торговля приобрела в начале ХХ века. Около 80% хлеба из Челнов отправлялось в Рыбинск. Наиболее крупные обороты имели торговые дома "И.Г.Стахеев и сыновья", "Братья Халфины", В.Г.Стахеева "Наследники", "Бушмакин с сыновьями", Камско-Вятское торговое товарищество и др. ...."
только правда – 5.08.2016 в 20:01
Тут далеко ходить не надо после депортации в крыму и на кавказе дома и хозяйсва депортируемых не пустовали, угадайте кто туда заселился("или основал починок")? А что случилось с кладбищами оставшимися без присмотра. Да в конце ссср на эту тему фильмы даже были. Кстати на элеваторной горе и в боровецком уже были находки 14-15 в.
Раскопки – 5.08.2016 в 20:16
Про раскопки в Набережных Челнах
"Первые поселения в нашем крае датируются 3 тысячелетием до нашей эры.
На 1-2 стендах раздела экспозиции в историко-краеведческом музее «Археология. Волжская Булгария» представлены орудия каменного века, затем экспонированы находки эпохи бронзового века. Эти предметы были найдены в с. Деуково Мензелинскоого района РТ.
Первые поселения были основаны племенами срубной культуры. Красноречивым свидетельством тому служит представленное в экспозиции захоронение срубной культуры. Свое название срубная культура получила от типа захоронения: вырытая яма обкладывалась срубом из бревен. Умершего укладывали на левый бок (в позу эмбриона), головой на север. Рядом ставили глиняные сосуды с пищей, другие предметы, которыми пользовались в быту. Сруб засыпали землей. В 1968 году в Челнах (в районе нынешнего автовокзала в Сидоровке) нашли 8 таких погребений.
.
Следующий стенд об археологических находках Булгарского периода, среди которых: предметы быта, украшения, поливная облицовочная плитка, фрагменты дымоходной трубы. Некоторые из этих экспонатов были найдены на Элеваторной горе, другие - в Орловском и Усть-Челнинском селищах...."
??? – 5.08.2016 в 20:31
Это же давно известно всем образованным людям, которые интересуются реальной историей. Все прекрасно знают, что город Яр Чаллы (теперь он называется Набережные Челны) основан в 1172 году. Но вот, что странно и непонятно: почему не отмечается юбилей нашего древнего города? Ведь это было бы и очень интересно, и наш город можно было бы благоустроить по такому важному поводу! Можно было бы выбить деньги из Москвы, чтобы достойно отметить эту знаменательную дату, и для этого построить прекрасные дороги, дворцы спорта, бассейны, современные качественные спортивные площадки с тренажерами в каждом дворе, побольше парков и скверов и т.п. Почему администрация города не занимается такими важными для населения вопросами? Ведь манна небесная просто так не падает на голову, если бездействовать и ждать у моря погоды!
из мемуаров Екатерины второй и слова Витте – 5.08.2016 в 21:06
В мемуарах Екатерины второй, где она вспоминает о Москве 1750-го года, мы читаем:
«Предрасположение к деспотизму выращивается там лучше, чем в каком-либо другом обитаемом месте на земле; оно прививается с самого раннего возраста к детям, которые видят, с какой жестокостью их родители обращаются со своими слугами; ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому нельзя разбить цепи без преступления».
«Если посмеешь сказать, что они (крепостные – С.С.) такие же люди, как мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую, что в меня станут бросать каменьями».
А вспоминая 1760-е года, она писала:
«Я думаю, не было и двадцати человек, которые по этому предмету (по вопросу крепостничества – С.С.) мыслили бы гуманно и как люди. А в 1750 году их, конечно, было еще меньше, и, я думаю, мало людей в России даже подозревали, что для слуг существовало другое состояние, кроме рабства».
Созданное Петром и усиленное Екатериной Великой, не смотря на все ее внутренние протесты, состояние крепостных отражено в проекте Уложения «О власти дворянской», в полной мере рисующего их рабское положение:
«Дворянство имеет над людьми и крестьяны своими, мужескаго и женскаго полу, и над именем их полную власть без изъятия, кроме отнятия живота и наказания кнутом и произведения над оными пыток. И для того волен всякий дворянин тех своих людей и крестьян продавать, и закладывать, в приданное и в рекруты отдавать и во всякие крепости укреплять, на волю и для прокормления на время, а вдов и девок для замужества за посторонних отпускать, из деревень в другия свои деревни… переводить и разным художествам и мастерствам обучать, мужскому полу жениться, и женскому полу замуж идтить позволять и, по изволению своему, во услужение, работы и посылки употреблять и всякия, кроме вышеписанных наказания чинить или для наказания в судебные правительства представлять, и, по рассуждению своему, прощение чинить и от того наказания свобождать».
Что же оставалось в положении крепостного, которое Петр сделал основной движущей силой своей модели русской жизни, что позволяло бы назвать его гражданином великой страны, а не домашней скотиной, обращенной в рабство завоевателями? В самой изуверской, лютой форме было обращение с невольниками, был невиданный нигде более порядок душевладения на Руси, установленный со времен укрепления Московского царства и многократно усиленный Петром.
Спустя 100 лет после сокрушительного разгрома России в Крымской компании С.Ю. Витте обронил следующую реплику: "Крымская война открыла глаза наиболее зрячим. Россия не может быть сильна при режиме, покоящемся на рабстве". Рабство, как в сельском хозяйстве, так и в промышленности, на которые делал ставку Петр в своей модели экономики доказали полную неэффективность, на столетия затормозив развитие страны.
Посткрепостные, т.е. освобожденные в 1861-м году крестьяне, так и не стали полноправными членами общества никогда. Знаменитый указ Александра III «О кухаркиных детях» закрывал им дорогу в гимназии, оставляя доступной лишь в начальную школу. Во избежание пополнения «кухаркиными детьми» рядов революционных студентов, государство указывало им их место – неквалифицированный, низкооплачиваемый труд. Россию очередной раз «подморозили», лишив формально свободные низшие сословия прав, которыми владели высшие по праву рождения, т.к. бедность, на которую обрекались простолюдины, не имевшие права заниматься ничем, кроме черновой работы, не давала им возможности реализовывать в полном объеме, как сейчас сказали бы, «конституционные права», – на отдых, свободу перемещения, лечение и т.д.
Вообще, бедность и даже нищета, в которой оказались после 1861 г. многочисленные дворни русских помещиков, не получивших ремесла и не привыкших работать нигде, кроме барской усадьбы, мало способствовали сознанию свободы! Вот их описание, данное Л. Толстым в его «Детстве»:
«Когда мы пошли садиться, в передней приступила прощаться докучная дворня. Их "пожалуйте ручку-с", звучные поцелуи в плечико и запах сала от их голов возбудили во мне чувство, самое близкое к огорчению у людей раздражительных. Под влиянием этого чувства я чрезвычайно холодно поцеловал в чепец Наталью Савишну, когда она вся в слезах прощалась со мною».
сhelnyman – 5.08.2016 в 22:07
По мнению учёных,"Джагфар Тарихы" подлинен едва ли.
А в Каталонском атласе город Жар найдите сами).
это не удивительно – 5.08.2016 в 22:28
"Джагфар Тарихы" - это, несомненно, подлинный источник. Но понятно, конечно, по мнению каких "ученых" он остал вдруг якобы неподлинным.(
В России всегда были "ученые", которые обслуживали официальную версию истории, т.е. мифы и сказки.(
Хватит месить тесто истории . Время все расставит на свои места – 5.08.2016 в 22:31
Тесто истории решили помесить ?, сами диалоги находите и сами отвечаете , починок основали , других доказательств нет и хватит деньги клянчить из Москвы на разные недоказанные факты
2 стандарты – 5.08.2016 в 22:51
2 стандарты и отфарматированные мозги
Чуваши тоже претендуют на Булгарию – 5.08.2016 в 23:01
Аналогичная идеи возникли среди общественно-политических движений чувашского народа. В новейшее время высокую активность проявило Общество изучения местного края. Неоднократно чувашскими активистами выдвигались предложения о переименовании Чувашии в Волжскую Булгарию[26]. Как видите чуваши тоже претендуют на Булгарию. Даже Шаймиев сказал , что история татар путанная ( все это не по теме )))))))
это неопровержимый факт! – 5.08.2016 в 23:18
В Великой Волжско-Камской Булгарии жили многие народы, в том числе предки марийцев, удмуртов, чуваш, т.е. наши нынешние прекрасные соседи, с которыми наш народ жил всегда в мире, дружбе и согласии, но основателем нашего государства были татары (булгары) - которые еще в 922 году добровольно приняли Ислам. Об этом свидетельствуют многие исторические документы, в том числе иностранные.
Наши предки были очень миролюбивыми, образованными, просвещенными, поэтому умели жить в мире и дружбе со всеми этносами, независимо от их религии и языка. Наши булгарские предки не навязывали им свою религию, они могли свободно исповедовать свои религиозные культы, но многие из них добровольно принимали Ислам, видя добропорядочность, образованность и честность булгар-мусульман.
После драки кулаками не машут – 5.08.2016 в 23:52
Не были русские самыми миролюбивыми людьми, покорили они огромное число земель и приняли в свои объятия многие народы. Потому и принадлежит нам такая большая страна, нам всем и русским и чувашам и немцам и татарам и ненцам. Она наша общая. И ваша Болгария тоже часть России.
Ононочо – 6.08.2016 в 0:12
Это же всем известный факт, каждый образованный это знает, что настоящее имя Христофора Колумба - Хади Калымуллин, выходец из алжирских татар, предки которого переселились в южную Испанию из Алжира. Оспаривать это глупо.
подробнее – 6.08.2016 в 0:22
Вот интересная и информативная статья в Интернете:
.
Рафаэль Хакимов: «Кто такие булгары?»
продолжение – 6.08.2016 в 0:37
Вот еще интересные статьи в Интернете:
.
1. Рафаэль Хакимов: «Кто такие татары?»
.
2. Рафаэль Хакимов: «Татары по своей ментальности – народ-государственник»
.
3. Рафаэль Хакимов: «Кто такие русские?»
Ответ на ваше миролюбие – 6.08.2016 в 1:07
Войны Руси с Казанским ханством
11 октября 2007, 521
Казанские татары, сознавая неравенство сил, не предполагали восстанавливать господство над Русью, однако рассматривали территорию Московского и других русских княжеств как объект для набегов с целью захвата добычи и, в первую очередь, "живого товара" - пленных, а также периодически требовали уплаты дани. В 1521 году, когда главные силы русских были обращены на борьбу с Литвой, казанцы совместно с крымскими татарами дошли до Москвы, разорив многие русские земли. Это был последний крупный поход Казанского ханства против Московского княжества.
Воины московского великого князя Василия III и его сына Ивана IV Грозного, первого русского царя, с целью присоединения Казанского ханства - наиболее крупного татарского государства, образовавшегося на месте Золотой Орды, начались в первой четверти 16 века. Казанские татары, сознавая неравенство сил, не предполагали восстанавливать господство над Русью, однако рассматривали территорию Московского и других русских княжеств как объект для набегов с целью захвата добычи и, в первую очередь, "живого товара" - пленных, а также периодически требовали уплаты дани. В 1521 году, когда главные силы русских были обращены на борьбу с Литвой, казанцы совместно с крымскими татарами дошли до Москвы, разорив многие русские земли. Это был последний крупный поход Казанского ханства против Московского княжества. В 1523 году, после заключения перемирия с Литвой, великий князь Московский Василий III отправил большую рать в поход на Казань. В результате на Волге в 200 км от Казани была основана крепость Васильсурск, ставшая промежуточной базой московских войск в последующих походах.
Так как основные боевые действия между русскими и татарскими войсками проходили на правом берегу Волги, то наиболее заинтересованными в усилении Московского государства были как раз народы, проживающие в этих местах: чуваши, горные марийцы и восточная мордва.
Ставленники крымско-турецких сил, захватившие власть в Казани, были в принципе неспособны сплотить народы ханства вокруг созидательной идеи. Москва же такую идею предложила - мир и безопасность для всех, уважение к вере коренных народов, свободная и взаимовыгодная торговля.
В 1546 году в Москву прибыло посольство горных марийцев и чувашей: "прислали к великому князю бити челом горная черемиса, Тугай со товарищи дву черемисинов, чтобы государь пожаловал, послал рать на Казань, а они с воеводами государю служить хотят". При помощи русских войск горные мари рассчитывали свергнуть про-турецкий режим в Казани и добиться независимости. Совершенно иные настроения царили тогда на левобережье Волги, заселенном луговыми черемисами. Исторически сложилось так, что здесь было сильно влияние Казани, в отличие от горного правобережья, контроль над которым Казанское ханство практически потеряло к 1546 году
Иван IV Грозный, сын Василия III, взошедший на престол в 1533 году, организовал три похода против Казанского ханства. Первый поход начался в декабре 1546 года. По пути на Казань к русскому войску присоединилась и рать горных черемис но войска до Казани не дошли, из-за трудностей снабжения и начавшейся распутицы вернувшись с полдороги. В том же году Иван принял царский титул, что подчеркивало претензии Руси на все территории, прежде занимаемые Золотой Ордой. Более успешным был второй поход, предпринятый в 1549 году. В феврале 1550 года русские войска осадили Казань и стали бомбардировать ее из пушек. Однако штурм крепости окончился неудачей. В связи с весенней распутицей царь решил снять осаду, так как осаждающим стало трудно подвозить в лагерь продовольствие и боеприпасы. Единственным успехом этого похода стала закладка крепости Свияжска в 25 км от Казани. Свияжск стал опорной базой в третьем походе, закончившемся взятием Казани.
Подготовка этого похода началась весной 1552 года. По Оке и Волге была отправлена так называемая "судовая рать" с запасом продовольствия и артиллерией ("нарядом") для всего войска. В Свияжске были сосредоточены три полка, а переправы через Волгу между Васильсурском и устьем Камы были заняты сильными отрядами. Часть русских войск в Муроме, Кашире и Коломне должна была в случае необходимости отразить крымских татар, если бы те попытались прийти на помощь Казани. Численность рати, отправившейся в казанский поход, один из русских воевод князь Андрей Курбский впоследствии определил в 90 тысяч человек, из них не менее 30 тысяч конницы. У русских было 150 тяжелых осадных орудий и большое число легких пушек. Под Казань были брошены почти все военные силы Руси. 16 июня 1552 года главные силы во главе с великим князей выступили из Москвы . Уже по дороге к Коломне стало известно, что значительные силы крымских татар движутся к Туле. 23 июня тульский наместник Темкин сообщил, что город осадило многочисленное крымское войско, усиленное турецкой артиллерией и янычарами. На следующий день татары предприняли штурм Тулы, который был отбит. Узнав о приближении к городу значительных сил русских - полка правой руки и передового полка, срочно отряженных великим князем на помощь Туле, крымский хан не решился на повторный приступ и стал отступать. Русские полки настигли крымское войско на реке Шиворонь и нанесли ему тяжелое поражение. Ошибкой крымского хана было то, что он поспешил с походом, не дождавшись, пока Иван IV с армией не удалился от Москвы достаточно далеко, тогда он лишился бы возможность вовремя отразить крымскую угрозу. После разгрома крымских татар поход на Казань продолжился. 1 июля все московские полки, кроме сторожевого, собрались в Коломне. Отсюда военный совет решил двигаться двумя колоннами. Правая колонна в составе большого и передового полков и полка правой руки шла через Рязань и Мещеру, левая, в которую входили ертаул (легкоконная разведка), сторожевой и царский полки и полк левой руки, - через Владимир и Муром. 4 августа обе колонны соединились у Борончеева городища на реке Сура. Утром 13 августа московская рать прибыла в Свияжск, где ее ждали гарнизон крепости, ополчение из черемисов, чувашей и мордвы, татарский отряд Шиг-Алея (Ших-Али), русского союзника, а также прибывшая по реке судовая рать с артиллерией и запасами продовольствия. 17 августа московские войска начали переправу через Волгу, продолжавшуюся три дня.
Уже один этот факт свидетельствует о большой численности армии Ивана Грозного. 19 августа началась осада Казани. Царь предложил татарскому хану Едигею сдаться, но получил отказ. Город окружала деревянная стена протяженностью около 5 км с 15 башнями. Она была прикрыта рвом шириной в 6,5 и глубиной - в 15м. Внутри города находилась цитадель - казанский Кремль, обнесенный дубовой стеной с 8 башнями. Восточнее Казани в Арском лесу татары построили укрепление, откуда угрожали тылу московских войск. Гарнизон Казани насчитывал около 30 тысяч человек. Кроме того, в Арском укреплении находился отряд князя Епанчи в несколько тысяч всадников. Он вел партизанскую войну. 21 августа русские начали строить осадные укрепления - палисады из бревен и туры, - наполненные землей корзины из прутьев. 23 августа войска стали выдвигаться к стенам Казани. Ертаул, состоявший из 7 тысяч всадников, внезапно был атакован сильным татарским отрядом и оказался разрезан надвое. На помощь дворянской коннице поспешили стрельцы, огнем из пищалей рассеявшие татар. К исходу 23-го числа Казань была полностью окружена. Однако вечером следующего дня сильная буря уничтожила часть судов с запасами, что осложнило положение осаждающих. Но Иван Грозный был непреклонен в стремлении взять Казань любой ценой. Русские устроили плотину и отвели реку Казанку от города, чтобы лишить защитников крепости воды. Однако татары стали брать воду из ключа на берегу реки, к которому ходили по подземелью. Осаждающие построили вокруг Казани две циркумвалационные линии. Гарнизон делал вылазки, мешая осадным работам, однако был не в состоянии их сорвать, разрушая лишь небольшие участки укреплении. 27 августа русские начали развертывать против Казани артиллерию. 30 августа 150 осадных орудий открыли огонь по крепости, подавив значительную часть татарской артиллерии. На Арском поле русские соорудили деревянную башню высотой 13м. На ней поставили 10 орудий и 50 гаковниц (легких пушек с крюком (гаком) для противодействия отдачи) и, подкатив башню к крепостной стене между Арскими и Царевыми воротами, стали обстреливать город со стороны Арского поля. 31 августа осаждающие начали четыре подкопа под казанские стены. Один из этих подкопов был подведен под подземный ход, по которому казанцы ходили за водой. Ход был взорван, и после этого в городе стал ощущаться острый недостаток воды. Ее источником остались лишь городские колодцы. Из-за плохих санитарных условий в Казани распространились эпидемии. 30 августа половина всего русского войска была двинута против отряда Епанчи. Небольшие силы русских вошли в Арский лес, были атакованы татарами и своим отступлением подвели неприятеля под удар основной части войска. После этого боя отряд Епанчи с большими потерями отступил в свое укрепление. Однако он не был уничтожен, и московские воеводы решили штурмовать Арскую крепость. 8 сентября она была взята отрядом под командованием князя Горбатого-Шуйского. Епанча с остатками своего войска бежал и больше не мог уже беспокоить осадную армию своими набегами. 2 октября войска Ивана Грозного начали штурм Казани. За два дня до этого был взорван подкоп у Арских ворот, уничтоживший находившиеся перед воротами защитные сооружения. После этого русские приблизили туры к самым воротам. Стрельцам, боярским людям и казакам удалось захватить Арскую башню. Кроме того, в стенах крепости артиллерия проделала ряд проломов. Против проломов татары спешно возвели деревянные срубы и засыпали их землей. Иван обратился к татарам с предложением капитулировать, но они ответили: "Мы все помрем или отсидимся". Тогда армия пошла на приступ. Главный удар наносился по восточному и юго-западному фасам крепости, где было больше всего проломов. На остальных направлениях атаки должны были сковать татарские силы. Русские войска были разделены на шесть штурмовых колонн. Каждая из колонн, в свою очередь, была развернута в три линии. В первой линии шли казаки и боярские люди. Вторую линию составляли главные силы стрельцов, а третья линия служила резервом. Общим резервом являлся царский полк. В 3 часа утра 2 октября были взорваны подкопы под Арскими и Ногайскими воротами. После этого по крепости был открыт огонь из всех орудий. Под его прикрытием войска пошли на штурм.
Татары с отчаянностью обреченных обстреливали русское войско из пушек и пищалей, лили на штурмующих кипящей смолой, сбрасывали на них бревна. Однако со стороны Арского поля, где в результате взрыва подкопа была разрушена часть крепостной стены, русским удалось ворваться в город. На улицах завязался рукопашный бой. Татары предприняли отчаянную контратаку и оттеснили русских воинов обратно к стенам. В этот момент Иван ввел в бой половину царского полка, который отбросил татар к ханскому дворцу. Почти все татары были перебиты или пленены. Лишь отряд в 6 тысяч человек переправился через Казанку и ушел в лес. При этом значительная часть прорвавшихся была уничтожена русскими войсками, обеспечивавшими штурм. В результате взятия Казани и разгрома Казанского ханства Москва установила контроль над обширным регионом Поволжья. Печальный пример Казани побудил Астраханское ханство в 1556 году без боя сдаться на милость царя Ивана.
Казанские походы русского воинства дали существенный импульс егоразвитию Именно во время этих походов артиллерия была выделена в отделный род войск, появились инженерные войска.
Русь устранила угрозу, существовавшую на ее восточных границах; были созданы предпосылки для широкой экспансии в Сибирь, которая вскоре и началась.
Не нужно однобоко на историю смотреть , молодые люди будут неграмотны
Живите дружно – 6.08.2016 в 1:13
Жить нужно дружно, спровоцировали набеги и вот результат,, .
Мир лучше войны – 6.08.2016 в 1:21
Видимо тогда хороших дипломатов небыло- типа Лаврова, мир лучше войны, чтоб вас так забеспокоило - тетрализованная постановка об основание города, тему проигнорировали , радоваться нужно впервые такое в городе.
надо жить мирно, но нельзя искажать историю! – 6.08.2016 в 1:47
Жить нужно дружно, спровоцировали набеги и вот результат,, .
____
Это вы излагаете официальную версию истории, т.е. мифическую и сказочную, в которую даже сами не верите. А на самом деле, именно русские князья со своими воинами постоянно совершали свои набеги с целью грабежа богатых татарских городов, и именно благодаря им наше процветающее государство перестало существовать, все огромные государственные ценности, вся государственная казна, все богатства были разграблены, все богатые ханские библиотеки были сожжены, а наш храбрый народ, отчаянно защищавший свое родное государство, был жестоко убит и даже реки Волга и Казанка были красными от крови, т.к. завоеватели складывали трупы штабелями, связывали их веревками и бросали в реки! И все соседние народы (чуваши, марийцы, удмурты и т.д.) тоже отчаянно и храбро защищали наше государство вместе с татарами! Поэтому, лучше не смешите людей своими примитивными сказками.
А радоваться таким глупым и смешным театрализованным представлениям - это значит не уважать себя и быть не благодарными своим героическим предкам! Это значит быть предателями, предать их светлую память!
Надо жить мирно, но нельзя искажать историю, т.к. это обман, ложь, лицемерие, двойные стандарты, а это еще никому не принесло счастья!
Ой=ой-ой – 6.08.2016 в 5:01
"Наше процветающее государство..." Какое "ваше"? Вы тогда жили? Почему оно "ваше"? Ваше государство - это, в котором вы родились, выросли, живёте... Что касается "процветающих городов", то они (хотя почему "они"? много вы можете назвать "городов"?) процветали за счёт во многом набегов на соседей и подчинении их - чувашей, мордвы и проч. - такова была сущность жизни того Казанского ханства (после падения Казани было освобождено более 60 тыс. русских пленников-рабов). После же присоединения территории Казанского ханства все народы, населяющие Поволжье, получили возможность мирной жизни и развития в границах одного государства. Так развивалась и Европа, и территория Китая - из мелких, боровшихся между собой княжеств создавались всё более укрупняющиеся государства.
Сказания про булгарию – 6.08.2016 в 10:39
Имеют для сегодняшнего россиянина такое же значение, как истории про лешего или водяного. Ведь никто не собирается возрождать страну скифов, варягов и всяких половцев всерьез. Современная политическая география меняется не по дням, а по часам. Для рассказчиков мифов нужно понять, что история не повернется вспять. Берегите Россию, нашу Родину.
Почему мы любим свою Родину – 7.08.2016 в 0:50
Живём мы сейчас в историческое время , любить нужно свою Родину.
Почему мы любим свою Родину – – сегодня в 0:50 – 7.08.2016 в 1:19
За ЧТО?
Почему мы любим свою Родину – – сегодня в 0:50 – 7.08.2016 в 1:21
любить нужно свою Родину? Ну так и верните нам её! Верните ту огромную державу,а не этот клочок во главе с ворами.
Почему мы любим свою Родину – – сегодня в 0:50 – 7.08.2016 в 1:22
Живём мы сейчас в историческое время? А может в истеричном времени? Так вернее будет.
Житель современной России – 7.08.2016 в 1:26
Такие стенания о "державе" в России были всегда... Потом те, кто стенал - когда становились мудрыми старцами - удивлялись сами себе: как они могли так стенать? Но это только в том случае, если старцами становились мудрыми... Почитайте мемуары тех, кто в 1917-1930-х покинули страну...
Любовь должна быть взаимной! – 7.08.2016 в 1:41
Живём мы сейчас в историческое время , любить нужно свою Родину.
?!
Любить Родину можно тогда, когда Родина любит своих граждан, то есть этот процесс должен быть взаимным - улица должна быть с двусторонним движением! Родина должна заботиться о своих гражданах, быть гуманной, справедливой, честной, порядочной, нравственной, не должно быть коррупции и воровства, и уровень жизни граждан должен расти, а не постоянно падать! Родина должна заботиться об экологии, о здоровье своих граждан! Родина должна справедливо и сурово наказывать всех воров и коррупционеров, независимо от их должности и богатства! Вот такую Родину, наверняка, все бы любили!
правильно – 7.08.2016 в 1:56
Правильно, вот, например, Швейцарию, Арабские Эмираты, Норвегию, Сингапур, Кувейт и другие страны все граждане любят!
А почему? Именно потому, что там все равны перед законом, там нет коррупции, воровства, там хорошая экология, высококачественная медицина, прекрасные дороги, нет такой преступности и самоубийств как в россии и там очень высокий уровень жизни людей - люди там чувствуют себя счастливыми!
Конечно – 7.08.2016 в 2:56
Конечно - там нет коррупции и т.д. и т.п. Но только не стало там коррупции, воровства и прочего негатива именно потому, что люди там любили свою страну и избавились от негатива (которого там было намного больше, чем в нынешней России) упорно трудясь и борясь с этим негативом - никакой золотой рыбки, которая избавили их от этого, там не было, всё добились трудом (а не жалобами и стенаниями).
Там за кардоном - вы готовы к таким законам, я да , а вы.Любителям завидовать чужой родине – 7.08.2016 в 7:27
Сингапур является довольно интересной и необычной страной. Причем не только благодаря своим достопримечательностям. Не меньше поражают, а порой даже шокируют, и некоторые сингапурские законы и порядки, нарушение которых карается немалыми штрафами, а порой даже битьем палками. Местные жители любят повторять: «Singapore, the fine city», что неоднозначно трактуется как «Сингапур – прекрасный город», либо «Сингапур – город штрафов». Поэтому, прежде чем собираться с визитом в Сингапур, совсем не лишним будет ознакомиться с некоторыми его порядками и законами.Давайте вместе их рассмортим!
«Мелкие» правонарушения, которые дорого обойдутся
Даже самые незначительные, на взгляд россиян, нарушения стоят от 500 долларов. Итак, за что придется раскошелиться?
1) Сингапур славится почти маниакальной склонностью к чистоте. Поэтому разбрасывание мусора там карается очень строго. Впрочем, достаточно просто бросить на землю окурок от сигареты чтобы «попасть» на штраф. Если же человек будет замечен за разбрасыванием мусора на пляже, то помимо штрафа ему придется ежедневно, в течение 2 недель, по 3 часа в день, убирать там мусор. За повторное же нарушение будет грозить тюремное заключение.
2) Не менее строги власти в отношении курильщиков. Так, категорически запрещено курение в общественных местах, закрытых помещениях и в метро. Также запрещено хранение и потребление сигарет, у которых отсутствуют акцизные марки. Ввоз данного вида товара в страну ограничен. Так, один человек может ввезти не более 1 блока сигарет, да и за тот придется заплатить пошлину. Самая же строгая мера наказания ожидает того, кто продаст сигареты несовершеннолетнему лицу: хозяин магазинчика будет оштрафован, продавец сядет в тюрьму либо будет выпорот, юного же покупателя однозначно ждет порка.
3) Даже такая безобидная вещь, как жвачка, в Сингапуре может быть назначена только врачом. Поэтому приобрести ее можно только в аптеках и исключительно по рецепту. Если же аптекарь нарушит закон и произведен отпуск жвачки без разрешающих документов, ему будет грозить 2-летнее тюремное заключение, 3000 долларов штрафа и отзыв лицензии на право работы. Правда, если человек въехал в страну и ввез жвачку с собой, ее не изымут. Главное, не выбрасывать потом ее на землю, что повлечет за собой штраф в 1000 долларов.
4) «Хорошие дела» в Сингапуре также наказуемы. Так, не стоит кормить на улице птиц и бродячих животных, чтобы не «попасть» на штраф. Обусловлено это тем, что данная категория фауны является переносчиком многих вирусов, опасных для здоровья человека. Правда, следует очень постараться, чтобы встретить на улицах Сингапура бездомных животных.
5) Поведение в общественных местах должно быть практически образцовым. Например, в общественном месте нельзя употреблять еду. «Поблажки» могут распространяться только на детей, пьющих сок или воду. Также нельзя нигде плеваться и запускать фейерверки в неположенных местах. Запрещено даже проносить в метро местный фрукт дуриан, не говоря уже о легковоспламеняющихся веществах, штраф за которые составит около 5000 долларов.
6) В пределах дома также не стоит расслабляться. Если после полива цветов в тарелочке под горшком останется вода, придется уплатить штраф в 500 долларов. А если по ночам будет лаять хозяйская собака, ей обрежут голосовые связки.
7) Определенные требования предъявляются и к гражданам в отдельности. Например, мужчинам рекомендовано носить только брюки, а женщинам – чулки, вне зависимости от погоды. Хотя стоит отметить, что последнее время это требование уже мало соблюдается.
8) Следит государство и за умственным развитием своих граждан. Если мужчина берет в жены женщину с высшим образованием, семье полагается вознаграждение. Малограмотные личности должны пройти стерилизацию, либо заплатить штраф. Чтобы численность населения не зашкалила, предлагается ограничиться двумя детьми. Особо забывчивым гражданам, у которых уже есть 2 ребенка, полицейские по вечерам лично напоминают о необходимости использования презерватива
Как и в любой стране, в Сингапуре существует ряд штрафов за автомобильные правонарушения.
В 120-150 долларов обойдется остановка и парковка в неположенном месте, отсутствие детского кресла у ребенка, не пристегнутый ремень или езда на мотоцикле без шлема.
С суммой в 130-160 долларов придется расстаться тем, кто превысит скорость на 20 км/ч, повернет не из своего ряда, не уступит дорогу пожарным или «скорой» или пересечет сплошную двойную линию.
Штраф 150-180 долларов ожидает того, кто выедет на встречную полосу, не пропустит или создаст помехи пешеходу, либо превысит скорость на 20-30 км/ч.
От 170 до 200 долларов придется уплатить тому, кто превысит скорость на 30-40 км/ч, либо «попадется» на несоблюдении дистанции.
За превышение скорости на 40-50 км/ч или проезд на красный свет придется выплатить 200-300 долларов.
Ну, и совсем большой штраф, или даже арест до 6 месяцев ожидает тех, кто превысит скорость на 50-60 км/ч или «отличится» опасным вождением. Если же подобное нарушение повторится снова, штраф будет удвоен.
Кстати, за разговоры по «мобильнику» во время езды можно вообще лишиться прав.
Как видно, любые нарушения в Сингапуре караются довольно строго. И не стоит надеяться на «авось», ведь, несмотря на то, что полицейских на улицах не так много, «добрые» граждане всегда донесут на правонарушителя.
Не умеем мы так, ))) а вы пишете о двухсторонней любви к Родине Житие в домах- было бы не плохо и у нас – 7.08.2016 в 7:40
в подъезде своего дома в Швейцарии вы можете найти длинный список, в котором перечисляется все, что нельзя делать. Например, иногда запрещается двигать мебель после 21.00.( на праздник приходите, как когда то начиналось в нашем городе сие житие)
И все-таки любим Родину , а правила жизни в государстве - зависит от насОАЭ ..... Так мило – 7.08.2016 в 8:01
Увидев оставленную кем-то вещь, ни в коем случае к ней не прикасайтесь. Это может быть расценено, как воровство. Раньше в ОАЭ за воровство отрубали руки. Но и сейчас наказания за это очень строгие. Именно поэтому люди там спокойно оставляют свои машины незапертыми, могут оставить ненадолго сумку.
Не стоит проявлять своих чувств в общественных местах и на глазах у окружающих. Если полицейские заметят целующуюся парочку, влюбленные тут же отправятся в тюрьму.
Марат – 7.08.2016 в 8:44
Любите Родину ,мать вашу!
! – 7.08.2016 в 13:44
И все-таки любим Родину , а правила жизни в государстве - зависит от нас
????????????
Было бы хорошо, справедливо и правильно, если бы все граждане страны были равны перед законом, чтобы не было коррупции и воровства, чтобы не было неприкасаемых лиц, чтобы не деньги решали все, а Ответственность каждого человека перед законом за свои дела и поступки - кем бы он не был!
? – 7.08.2016 в 13:49
Живём мы сейчас в историческое время , любить нужно свою Родину.
((((((((((((
А когда было не историческое время? Что это за время, которое было вне истории? Такого времени не было! Любой отрезок времени в любом государстве является Историческим!
! – – сегодня в 13:44 – 7.08.2016 в 14:09
От вас ничего не зависит.))) Это вы зависите от них.)))
От нас ничего независит- стыдно так даже писать – 7.08.2016 в 14:26
Мы живём в судьбоносное время- история факт , вы пишите от нас ничего независит!?мы , что "бараны" или хотим ими быть и ведь так живём , в подъезде гадят соседи , делаем вид ))))и т. Д.алее, ставим автомобили на газоны , а плевать ))))перечислять уже стыдно, многие завидует разным странам выше перечисленным, при этом наши брошенные сигареты откоторых горят квартиры , нас мало возмущают, время 90-- Х прошло , тогда мы мало , что понимали ..., а кто Очень даже все понимал И нажился , так боритесь хотя бы за прогрессивный налог на богатых( они в в Европе научились , вы почему " от нас ничего независит" стыдно М о Л оД ыЕ
все зависит от заинтересованности и приоритетов! – 7.08.2016 в 14:38
А кто гадит в подъездах? Те же алкаши! И они же плюют везде и мусор бросают мимо урны! Если на лестничной площадке сидят алкаши, наркоманы и пьют пиво, заедая селедкой и оставляя этот "пейзаж" прямо на ступеньках лестницы, то как это может зависить от нас, если государство и общество вполне устраивает алкоголизация и наркотизация населения?! Проблему алкоголизации и наркотизации надо решать на государственном уровне! Но для этого нужно, чтобы государство было заинтересовано в здоровом, нравстенном и разумном обществе, в хорошей экологии, в повышении уровня жизни простого народа!
Для "все зависит от заинтересованности и приоритетов! – – сегодня в 14:38" – 7.08.2016 в 14:44
Ладно! У нарколога тебя подлечили.Теперь подлечись у психиатра. Ну а потом пиши.)))
Марат – 7.08.2016 в 14:48
Марья Ивановна задала детям написать короткое сочинение. Тема – « Если бы я был директором». Все ученики в классе стараются, напрягают мозги, пишут. А Вовочка сидит ворон считает. Учительница спрашивает:
— Вовочка, а ты почему ничего не делаешь?
Вовочка отвечает:
-Жду секретаршу!
ВераНабережные Челны – 9.08.2016 в 16:18
Дорогие люди, никто не отрицает факт проживания других народов на нашей территории, но Чалнинский починок был заселен Елабужскими крестьянами в 1626 году, это факт неоспоримый,есть реальные архивные документы, тот же указ о заселении земель этих.С удовольствием примем участие в мероприятии, организованном в честь 1000 - летия челнинского поселения!
? – 9.08.2016 в 16:47
но Чалнинский починок был заселен Елабужскими крестьянами в 1626 году,
?
А причем здесь заселение елабужскими крестьянами? К чему вы это написали? Мало ли кем могли быть заселены завоеванные земли? Из любой российской деревни царь мог направить людей, чтобы заселяли завоеванные территории. Кстати, так цари и делали - они все завоеванные земли специально заселяли своими переселенцами, чтобы установить свой режим, свои порядки и свой образ жизни. Так что, никакой заслуги нет у этих переселенцев. И праздник тоже какой-то смешной, выдуманный и высосанный из пальца - больше походит на рекламную акцию или цирковое представление.
Фёдор со товарищами – 11.08.2016 в 14:28
Праздник был добрый, спасибо всем участникам))))!!!!вот некоторые фото ((((((. https://my.mail.ru/mail/kuznetsovand/, очень жаль , что некоторые))) , все отрицают существование. Этого исторического факта , аргументов нет одни эмоции, на этом празднике выступали и татарский ансамбль , его тепло принимали, жаль нельзя выложить фото , да это не сабантуй ,,,,,,денег вестимо " сверху " не отпущено , спасибо организаторам и участникам этого театрализованного мероприятия и пусть наш город имеет будущее , живите с миром
добавить комментарий